The Lancet 2000. Здравоохранение

Преобразования в социальной медицине
Dorothy Porter (Лондон, Соединенное Королевство)

Дороти Портер - Веллкомовский старший лектор на кафедре истории в Биркбекском колледже в Лондонском университете. Ее научные интересы - связь медицины с социальными науками в ХХ веке.

В 1959 г. первый профессор социальной медицины Брюссельского университета Рене Санд написал книгу "Успехи социальной медицины". В ней он рассмотрел успехи в создании "искусства профилактики и лечения болезней ┘по отношению к тем людям и классам, чье состояние требует специальных мероприятий". Санд и его современники - основатели академической социальной медицины в европейских и американских университетах в середине ХХ века отделяли свой предмет от общественного здравоохранения и профилактической медицины, называя его "социальным вмешательством". Новая дисциплина была основана на философии, перекликающейся со взглядами Рудольфа Вирхова, который 100 лет назад требовал, чтобы "врачи становились авторитетом для бедноты". В ХХ веке академики социальной медицины считали, что эта цель может быть достигнута, если медицина станет социальной наукой.

Эксперимент по включению социальных наук в обучение врачей был начат в 1936 г., когда Милтерн Винтернитц в Институте Отношений Человека в Йельском университете разработал программу обучения "социальных врачей". В 1942 г. Джон Райл стал первым профессором социальной медицины в Оксфордском университете (Соединенное Королевство), а в 1946 г. Франсис Крю был назначен профессором социальной медицины в Эдинбургском университете. Первая генерация ученых, которые стали преподавать социальную медицину, полагала, что эта дисциплина - современный феномен, который превосходит более ранние подходы к профилактике болезней. Санд представлял социальную медицину как разновидность гегелевской абсолютной идеи, обещающей осуществление "социальной миссии, предсказанной Декартом" путем соединения силы с системой знаний: "Сфера рационализации - это не только производство, но и вся деятельность человека". Таким образом, социальная медицина является выражением идеала Просвещения, согласно которому разум основывается на секуляризации ценностей (перехода от церковных ценностей к светским) и рационализации верований.

В центре миссии социальной медицины находится то, что Райл называл "гигиологией", или позитивной наукой здоровья и вместе с ее импульсом социального реформирования. Ее задача - определить социальные действия в отношении здоровья путем анализа социального поведения и социально структурированных причин различий в здоровье. Тем не менее, медицина, как практика социального преобразованная, имеет значительно более давнее происхождение.

Использование врачами коллективной власти, такой как Афинский полис (Афинский город-государство) или организованных религий переносит искусство врачевания в сферу политики. Главной целью поздних античных и средневековых благотворительных организаций была не медицинская помощь. И тем не менее, больницы и богадельни со времен Римской Империи обеспечивали лечение больных как дополнение к приюту и питанию для сильно нуждающихся или изоляции больных с предполагаемыми инфекционными болезнями от общества. Такие институты функционировали в сфере социальной помощи и никогда не отделялись в обществе от функций власти. Система взглядов в отношении здоровья и болезни и практика лечения и профилактики болезней никогда не была отделена от воспроизводства социальных отношений. Поэтому близорукой является мысль о том, что роль медицины как фактора, влияющего на общественные отношения, появилась лишь после осмысления общественных отношений после эпохи Просвещения.

Страницы
Предыдущая | 1 | 2 | 3 | Следующая