Искусство общения с больным

Несомненным важнейшим условием для успешного лечения любого заболевания является конструктивное сотрудничество пациента с лечащим врачом. Однако процесс созидания подобного сотрудничества - нелегкое дело и зависит от целого ряда причин и обстоятельств. Благоприятная атмосфера при первой встрече с пациентом очень часто возникает в том случае, когда врач способен проявить глубокое доброжелательно отношение к своему больному как собеседнику. Этот факт зачастую определяет характер отношений на протяжении всего процесса лечения. Между медиком и пациентом складываются отношения своеобразной эмпатии, предлагающей деликатное вхождение в мир другого человека, сопереживание и понимание его проблем. Возникает доверие к личности врача, позволяющее больному максимально раскрыть перед ним свои переживания, ощущения, тревоги и сомнения.

Однако, здесь для врача возникает существенная проблема - не раствориться в сопереживании к больному, взяв часть его болезненных проявлений на себя, а создать необходимые условия, в которых пациент смог бы расстаться с ними самостоятельно.

Врач должен понимать, что как бы ни были, на первый взгляд, незначительными переживания больного, связанные не только непосредственно с его болезненным состоянием, но и с тем бытовым контекстом, в котором он пребывает постоянно, они являются для него актуальными, и принять их во внимание - его профессиональная обязанность.

Практические правила общения с больным на начальном этапе могут быть сведены к некоторым простым практическим советам.

Прежде всего, нужно внимательно, терпеливо и тактично слушать больного, не спешить со своими выводами раньше того, чем он до конца выскажется. Важно построить беседу так, чтобы пациент на каком-то ее этапе ощутил собственное "прозрение", когда восстанавливается способность к самостоятельной критической оценке событий. "Выговорившемуся" человеку легче проанализировать свои переживания, увидеть главное, найти корень зла. При этом он будет видеть во враче своего помощника и в сущности будет прав.

Умению слушать и одновременно выражать свое тонкое понимание сказанного как нельзя лучше соответствует выражение "интеллектуальное рыцарство" (Г. Гессе). В этом проявляются черты профессиональной зрелости.

Нужно слушать не только то, что говорит больной, но и как он говорит, тактично направляя беседу в необходимое эмоциональное русло, гася неоправданную экзальтацию и сообразуясь с физическим состоянием больного.

Наблюдая интеллектуальные и эмоциональные особенности личности пациента и оценивая их, на последующих этапах общения врач может квалифицировать их как симптом тех или иных расстройств интеллектуально-мнестической сферы, а также волевой и эмоциональной сторон личности, выявить тот или иной тип личностной акцентуации, тяготеющей, к примеру, к психопатии.

Следует однако предостеречь врача от вынесения каких-либо окончательных вердиктов, которые зачастую мешают продолжению поиска и могут существенно нарушить установившийся эмпатический контакт.

В процессе обращения с больным следует обратить внимание на сследующие особенности его состояния:

  • способность к активному целенаправленному взаимодействию, заинтересованность в беседе, способность к правильной ориентировке в месте и времени, пониманию назначения окружающих предметов;
  • наличие сниженного настроения, пугливости, подавленности и заторможенности, плохой концентрации внимания, замедленных реакций, монотонности речи, выражения скорби, отчаяния, напряженности, тревоги и страха;
  • наклонность к дисфорическим реакциям, злобность, холодная агрессивность, жестокость;
  • наличие неадекватных высказываний (идей, умозаключений), среди которых наиболее опасными являются идеи преследования и воздействия;
  • в плане личностных особенностей следует обращать внимание на повышенную раздражительность, истощаемость;
  • склонность к театральности и манерности поведения, требование к себе повышенного внимания, упрямство и эгоцентризм, "установочное поведение";
  • повышенную отвлекаемость, "вязкость", обстоятельность суждений, изобилие трафаретных высказываний (штампов);
  • поверхностность и легковесность суждений, "плоские" шутки, снижение воли, памяти на недавние события, частое обращение к своему прошлому при отсутствии интереса к будущему, наличие идей "фатальной предопределенности" событий (кажущаяся философичность).

Свои наблюдения в сжатой форме желательно занести в историю болезни.

Страницы
Предыдущая | 1 | 2 | 3 | Следующая