Теоретик возрастного мышления

К 100-летию со дня рождения П. Я. Гальперина

Еще в 1966 году весь научный, точнее научно-психологический мир поразила сенсация - в СССР, в МГУ, на факультете психологии вскрыты законы усвоения знаний, да еще с заданными свойствами всеми учениками без исключения. И на их основе разработана система обучения, способная из "малоспособных" детей делать способных... И не на традиционной "зубрежке" или пресловутой "суггестии" (внушении), а на вполне рациональной и деятельностной основе, которую надо лишь понять и усвоить. По сути дела была открыта четкая зависимость умственной деятельности человека от условий ее организации. Автором этого поистине выдающегося открытия в психологии был Петр Яковлевич Гальперин, профессор психологии МГУ. Значение его открытия заключалось в том, что отечественная психология приобретала совершенно конкретный инструментарий в плане эффективного обучения подавляющей массы учащихся любых возрастных групп.

В истории отечественной науки П. Я. Гальперин представляется фигурой не только великой, но и во многом загадочной. Выдвинутая им теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий, понятий и образов, в которой проанализировано становление основных компонентов психической деятельности, принесла ему мировую известность. В современной психологии идеи П. Я. Гальперина позволили на принципиально новом уровне решать проблемы интеллектуального развития ребенка и строить практику обучения. Его книги переведены на многие языки. Он стал основателем научной школы, последователи которой работают в различных странах мира.

Петр Яковлевич был необыкновенным человеком: его отличали благородные манеры, красивое лицо, удивительная деликатность, доброжелательность, чуткость и скромность, поразительное чувство юмора. И вместе с тем он был ученым мировой величины, выдающимся мыслителем в области теории и истории психологии, педагогики, детской психологии.

Детские годы Гальперина прошли в интеллигентной еврейской семье. Поскольку мать погибла, когда Петру было 15 лет, основное влияние на его формирование оказал отец - талантливый врач. Несомненно под влиянием отца Петр Яковлевич поступает в медицинский институт в Харькове. Судьбоносной для Петра Яковлевича оказалась встреча с А. Н. Леонтьевым, который с группой психологов приехал в Харьков и начал исследовательскую деятельность в Психоневрологическом институте. Это были молодые ученые, очарованные психологией и влюбленные в Л. С. Выготского. Увлеченность Гальперина психологией была необычайна. Достаточно привести такую деталь его биографии: чтобы не отвлекаться от исследовательского процесса на лечение зубов, он удалил зубы из обеих челюстей и вставил искусственные.

Довоенные годы для П. Я. Гальперина в научном отношении были довольно мрачными. Дело в том, что свою роковую роль для передовых научных исследований в области психологии сыграло печально известно постановление "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Как уже не раз бывало в нашей истории это постановление мощным катком прошлось не только по педологии, но и по конструктивным направлениям в смежных науках.

В годы войны П. Я. Гальперин работал в военных госпиталях над конкретной и актуальной для тех времен проблемой - восстановлением функций движения, существенно нарушенных в результате ранений разного рода. После войны стало возможным возвращение П. Я. Гальперина к его основной научной работе. В 1960 году Петр Яковлевич публикует впервые в целостном виде свои подходы к поэтапному формированию умственной деятельности. В общем плане смысл ее заключался в том, что задавая ориентировочную основу действия, педагог получает возможность формировать у школьников умственные действия с заранее заданными свойствами. К сожалению, по до конца не выясненным причинам, это исследование не было завершено. Зато были созданы такие фундаментальные труды как "Введение в психологию" и "Актуальные проблемы возрастной психологии".

Страницы
Предыдущая | 1 | 2 | 3 | Следующая