На страже общественного здоровья

К 160-летию со дня рождения Ф. Ф. Эрисмана

В истории отечественной медицины особое место занимает фигура выдающегося ученого-гигиениста Федора Федоровича Эрисмана. Его научная и практическая деятельность на ниве российского здравоохранения представляется столь же яркой и плодотворной, сколь драматично складывалась его личная судьба.

Широко образованный ученый, учившийся у многих видных представителей европейской науки - у Бильрота, Горнера, Гельмгольца, Грефе, Рокитанского, Дюбуа-Реймона и др., Эрисман сочетал в себе талант пытливого исследователя с даром публициста и блестящими педагогическими способностями. Широкая эрудиция в вопросах естественных и общественных наук, глубокое знание экономической литературы и незаурядные способности литератора дали ему возможность составить чрезвычайно насыщенные материалом, живо и увлекательно написанные руководства по обшей, школьной и профессиональной гигиене, а также популярные книги и статьи по этой проблематике. Его "Училищная гигиена" и трехтомное "Руководство к гигиене" явились первыми русскими учебными пособиями по данным дисциплинам. Составленные Ф. Ф. Эрисманом в 80-х и 1900-х годах руководства служили учебными пособиями для нескольких поколений гигиенистов и студентов.

Узкие рамки данной статьи не позволяют подробным образом останавливаться на биографических данных выдающегося ученого, несмотря на чрезвычайно насыщенную событиями его жизнь и деятельность. Представляется целесообразным сосредоточить внимание на подробностях его научной концепции, на основе которой строились все его исследования.

Известно, что Ф. Ф. Эрисман в 80-годы ХIХ столетия работал в Московском университете в качестве профессора. В эти годы Московский университет переживал период расцвета своей научной деятельности. В это время на его кафедрах работали крупнейшие ученые, оставившие неизгладимый след в истории русской науки: анатом Д. Е. Зернов, гистолог А. И. Бабухин, психиатр С. С. Корсаков, терапевты А. А. Остроумов и Г. А. Захарьин, хирург Н. В. Склифосовский, акушер В. Ф. Снегирев и др. Подобное окружение создавало вокруг Ф. Ф. Эрисмана ту живую творческую атмосферу, которая способствовала и успеху его собственной деятельности, вдохновляя на новые исследования и открытия.

С другой стороны, работать Ф. Ф. Эрисману пришлось в очень трудных условиях, поскольку средства, отпускаемые на создание и оборудование необходимых исследовательских лабораторий, были позорно мизерными. И тем не менее, ученый сумел подготовить необходимую для исследование базу и 1 декабря 1882 года состоялась первая вступительная лекция Ф. Ф. Эрисмана по курсу гигиены. Эта лекция "Основы и задачи современной гигиены" была настолько значительным событием в жизни России, что ее в 1883 году опубликовал прогрессивный журнал "Русская мысль". В дальнейшем Ф. Ф. Эрисман включил ее в качестве введения в свой "Курс гигиены".

В этой лекции ученый осветил историю этой молодой науки, проанализировал основные сочинения по гигиене, существовавшие до сих пор "Макробиотику" Гуфеланда, "Божественный порядок в изменениях человеческого рода" Зюссмильха, работы Ле-Леви, Эстерлена и др. и подчеркнул, что за последние 15-20 лет происходит решительный поворот в постановке и способах разрешения гигиенических вопросов и это время по справедливости может быть названо днем рождения научной гигиены... Светлому уму моего глубокоуважаемого учителя профессора Петтенкофера в Мюнхене принадлежит инициатива в том, что в настоящее время гигиена поставлена на экспериментальную почву, что она введена в круг положительных наук, могущественным орудием которого является анализ".

Страницы
Предыдущая | 1 | 2 | 3 | Следующая