Высшее образование в России. На пути реформ

Одним из наиболее значимых событий декабря 2002 года стал VII Всероссийский съезд союза ректоров высших учебных заведений, который проходил в Москве в течение двух дней, 6 и 7 декабря. Работа его освещалась во многих печатных СМИ, подробные репортажи об этом форуме были показаны в основных информационных программах всех центральных телевизионных каналов. Важность события была подчеркнута присутствием на нем Президента РФ В. В. Путина, а также членов Правительства РФ, министров и депутатов Государственной думы.

Всего в работе съезда приняли участие 880 ректоров, среди которых были руководители 640 государственных вузов. В числе делегатов были также ректоры аккредитованных и аттестованных негосударственных высших учебных заведений.

Среди основных проблем, вынесенных на обсуждение, были вопросы, связанные с реформированием системы высшего образования, с отраслевой пенсионной реформой, введением единого государственного экзамена, с финансированием и налогообложением вузов и пр.

В составе делегации от Нижнего Новгорода на съезде присутствовал ректор НГМА, член-корреспондент РАМН, д.м.н., профессор, представитель МЗ РФ в Приволжском федеральном округе В. В. ШКАРИН. В беседе с нашим корреспондентом он рассказал о работе форума, а также о том, что думают представители государственных органов законодательной и исполнительной власти по поводу тех проблем, которые связаны с сегодняшним состоянием высшего образования и направлениями его реформирования.

В. В. Шкарин: Открыл работу форума председатель всероссийского совета ректоров, руководитель Московского государственного университета им. Ломоносова, лауреат многих государственных премий, профессор В. А. САДОВНИЧИЙ, который вначале предоставил слово Президенту РФ В. В. ПУТИНУ. В своей речи глава государства сказал о том, что в нашей стране с исторических времен существует высокий уровень образования, но сегодня приходится признать, что в последние годы он несколько пошатнулся. Кроме того, обозначилась тенденция разобщения образования и науки, на что необходимо обратить серьезное внимание при проведении реформ.

Одной из наиболее активно обсуждаемых проблем сегодняшнего дня является вопрос о едином государственном экзамене. По этому поводу В. В. Путин сказал, что данная мера всех проблем образования не решит и поэтому вводить ее следует острожно и обдуманно. Кроме того, он обратил внимание на то, что в стране ощущается дефицит профессионалов во всех областях экономики, особенно в сфере управления, что также ставит определенные задачи перед высшей школой.

По вопросу о реформировании образования Президент высказал мнение о том, что в этом вопросе нужно сохранять определенный консерватизм, который тем не менее не должен превращаться в догматизм. Реформирование необходимо проводить, но делать это нужно разумно.

Далеее в ходе работы съезда перед делегатами выступил с большим и хорошо аргументированным докладом В. А. Садовничий. Он отметил, что в настоящее время процесс обновления технологий значительно ускорился. Если раньше специалисты говорили о том, что в течение 5 лет знания обновляются на 20-30%, то теперь в различных отраслях уровень ежегодной смены технологий составляет от 5 до 20%. Высшая школа должна учитывать эту тенденцию и вносить необходимые коррективы в учебные планы и программы.

Большое внимание в докладе было уделено проблемам общего среднего образования. У нас сегодня часто и много говорят о том, что российские школьники слишком перегружены. По этому поводу В. А. Садовничий привел данные исследований, проведенных в 28 странах мира. Их результаты показали, что в сравнении с этими государствами российские школьники имеют самую низкую нагрузку по сумме учебных часов.

Страницы
Предыдущая | 1 | 2 | 3 | 4 | Следующая