К вопросу об организации дополнительного профессионального образования в здравоохранении Нижегородской области

В 1993 году Верховный Совет Российской Федерации принял "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", 54 статья которых изменила правовую базу, определяющую допуск врача - специалиста к самостоятельной работе. Обязательным условием самостоятельной профессиональной деятельности врача стало наличие не только диплома о высшем профессиональном образовании - документа, свидетельствующего об уровне образования и специальности, но и сертификата специалиста - документа подтверждающего соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. В связи с этим с 1995 года ведущим направлением работы Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов НГМА стала сертификация медицинских кадров г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, которая проводилась в соответствии с приказом МЗ РФ от 19.12.94 N 286 "Об утверждении положения "О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности".

Одним из обязательных условий получения сертификата специалиста является успешная сдача квалификационного экзамена, процедура которого утверждена Приказом МЗ РФ от 17.11.95 N 318 "О положении, о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста". К квалификационному экзамену допускаются лица, закончившие интернатуру, клиническую ординатуру, аспирантуру, а также специалисты прошедшие обучение на цикле общего усовершенствования или профессиональной переподготовки. Квалификационный экзамен принимается государственной аттестационной комиссией, в состав которой, в соответствии с Информационным письмом Министерства образования РФ от 21.11.2000 N 3 5-52-172ин/3 5-29, входят ведущие специалисты образовательных и научно-исследовательских учреждений, практического здравоохранения, профессиональных ассоциаций, а так же руководители территориальных органов управления здравоохранением. Руководитель учреждения, при котором создана государственная аттестационная комиссия, утверждает ее состав и предлагает на должность председателя кандидатуру высококвалифицированного специалиста, не работающего в структуре данного образовательного учреждения. Прерогатива утверждения председателя комиссии принадлежит МЗ РФ. В 2002 году в НГМА работала государственная аттестационная комиссия, состав которой был утвержден приказом ректора академии от 21.05.02 N 170, в должности председателя комиссии МЗ РФ утвердило директора департамента здравоохранения г. Н. Новгорода

Процедура квалификационного экзамена, в соответствии с Приказом МЗ РФ от 17.11.95 N 318, включает в себя три этапа: тестовый контроль, оценка практических навыков и умений и заключительное собеседование. Сертификат действителен на всей территории России в течение 5 лет. Не выдержавшим экзаменационные испытания сертификат специалиста не выдается и не продляется. Комиссия в этом случае выдает только справку и решает вопрос о сроках повторного экзамена. Протоколы заседания комиссии хранятся в течение 75 лет.

В целях выполнения программы сертификации медицинских кадров Нижегородской области. Центром в короткие сроки была проделана большая организационно-методическая работа:

  • значительно увеличено количество кафедр факультета повышения квалификации врачей, увеличен штатный состав преподавателей;
  • создана кафедра последипломного образования провизоров и фармацевтов;
  • создан факультет, а позднее отдел последипломной подготовки специалистов со средним медицинским образованием;
  • разработаны рабочие программы и организованы циклы последипломной подготовки по всем специальностям.

В результате проведенной работы количество курсантов обучаемых на циклах повышения квалификации ЦПК и ППС выросло с 4 тысяч человек в 1993 году до 7-8 тысяч в 2001 году, что позволило к 2002 году сертифицировать на территории Нижегородской области до 80% врачебных кадров. Однако серьезным препятствием на пути оптимизации последипломной подготовки специалистов в настоящее время стало несовершенство имеющейся нормативной базы. Так, выход 11.01. 2000 года приказа МЗ РФ N 4 "Об отмене приказа Минздравмедпрома России от 19.12.94 N 286" и приказа МЗ РФ от 30.08.2000 г. N 327. "Об отмене приказа Минздравмедпрома России от 17.11.1995 N 318" отменил процедуру получения сертификата специалистом, в то время как сам сертификат - документ дающий право на самостоятельную деятельность специалиста - сохранил свою юридическую силу (ст. 54 "Основ законодательства об охране здоровья граждан"). Таким образом, сформировалось абсолютно парадоксальное положение, когда образовательные учреждения, выполняя полный объем подготовки специалиста, не имеют права, если следовать приказам МЗ РФ, провести сертификационный экзамен и выдать сертификат специалиста. В тоже время, работник практического здравоохранения, крайне нуждаясь в данном документе, не имеет юридической возможности его получить. Неоднократные обращения в МЗ РФ территориальных органов управления здравоохранением и медицинских образовательных учреждений с просьбой о нормализации сложившегося положения и придания легитимности процессу сертификации медицинских кадров в Российской Федерации до настоящего времени остаются без ответа, что вынуждает решать данную проблему на местном уровне. Юридическое обоснование процесса сертификации на территории Нижегородской области явилось предметом рассмотрения расширенной коллегией Министерства здравоохранения Нижегородской области в ноябре 2002 года и, в соответствии с принятым решением, с января 2003 года действует временное положение о порядке сертификации медицинских кадров на территории Нижегородской области.

Страницы
Предыдущая | 1 | 2 | 3 | Следующая