Обязательное медицинское страхование: на пороге реформ

Недавно в Москве завершилась работа коллегии федерального Минздрава, которая подвела итоги работы системы российского здравоохранения в 2002 году. Параллельно в структурах Правительства и Государственной Думы прошел ряд совещаний с руководителями региональных служб здравоохранения по различным вопросам, связанным с охраной здоровья россиян и перспективами развития системы обязательного медицинского страхования, в частности. Перед нами выступали руководители МЗРФ, Федерального фонда ОМС, Минэкономразвития, Минтруда и социальной защиты, Пенсионного фонда.

На всех совещаниях красной нитью проходила мысль о том, что статья 41 Конституции РФ требует корректировки в части утверждения бесспорной гарантии бесплатности медицинской помощи для всех граждан. В ближайшее время в соответствии с посланиями Президента РФ последних лет предстоит реформа здравоохранения и, в первую очередь, обязательного медицинского страхования. Нас познакомили с концепцией реформирования системы обязательного медицинского страхования. Кратко изложу суть намеченных преобразований.

Основные направления реформирования медицинского страхования сводятся к следующим.

  1. Обеспечение сбалансированности системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной помощи застрахованным.
  2. Обеспечение эффективности механизмов целевого и рационального расходования средств.
  3. Устранение недостатков, накопившихся в системе за время ее существования.
  4. Гармонизация организационно-правовых и экономических механизмов взаимодействия ОМС, здравоохранения, лечебных учреждений и граждан.

Для этого, в первую очередь, предполагается разработать новые подходы к формированию Программы государственных гарантий, которую принимают ежегодно начиная с 1998 года Правительство РФ и каждый субъект Федерации. В связи с этим, в частности, предстоит:

  1. Определить приоритеты по видам медицинской помощи.
  2. Сформировать нормативы подушевого финансирования по категориям граждан в региональном разрезе. Речь идет о том, что в зависимости от дохода каждого гражданина будет определяться степень его участия в формировании средств Фонда и обеспеченность объемами медицинской помощи.
  3. Определить принципы софинансирования программных мероприятий из различных источников: средств ОМС, бюджета и др.
  4. Сформировать нормативы объемов медицинской помощи для предоставления ресурсного обеспечения, например, установить нормативы средней длительности лечения по видам заболеваний с учетом интенсивности лечебно-диагностического процесса, нормы обеспеченности дорогостоящими видами медицинской помощи и т.д.
  5. Разработать механизмы, которые стимулировали бы субъекты РФ к абсолютному выполнению своих обязательств по страхованию неработающего населения, проживающего на территории данного субъекта РФ.

Сегодня значительная часть бюджетных средств поступает в здравоохранение минуя каналы ОМС, что затрудняет финансовое планирование, сдерживает внедрение методов оплаты за конечный результат. В условиях децентрализации управления и формирования средств ОМС каждая территория стремится построить собственную систему оказания медицинской помощи, создавая весь набор специализированных служб, приобретая для этого дорогостоящую медицинскую технику и т.д., неся порою нерациональные расходы.

На сегодня отсутствуют действенные механизмы выравнивания условий финансирования здравоохранения как по отдельным субъектам, так и по муниципальным образованиям внутри каждого субъекта. В рамках реформы системы ОМС предоставляется возможность решить эти проблемы через механизм заключения пятисторонних соглашений (Федеральный ФОМС, территориальный ФОМС, Пенсионный фонд, Минфин РФ и Минздрав РФ).

Страницы
Предыдущая | 1 | 2 | 3 | 4 | Следующая