Новости медицины и фармации

Падение рентабельности вынуждает дистрибьюторов консолидироваться

По экспертным оценкам, на 10-15 оптовых компаний приходится около 90% оборота лекарственных средств. Лидерами рынка по итогам 2002 года является бессменная тройка: "ЦБ Протек" (оборот $650 млн), "СИА Интернейшнл" ($500 млн) и "Шрея Корпорейшнл" (в 2001 году - $250 млн). Другие крупные дистрибьюторы: компания "Аптека-холдинг" (оборот порядка $120 млн), новосибирские фирмы "Россиб Фармация" ($100 млн) и "НПК Катрен" ($90 млн).

"Сейчас на пятерых крупнейших российских фармдистрибьюторов приходится 40-45% оборота рынка, а два года назад этот показатель составлял 30-33%. Рост концентрации налицо, - говорит Игорь Рудинский, гендиректор компании "СИА Интернейшнл". - В Европе львиная доля оптового лекарственного рынка принадлежит всего лишь нескольким дистрибьюторским компаниям: Celesio, Alliance UniChem, Phoenix. По мнению Сирмы Готовац, гендиректора группы компаний "Ремедиум", дистрибьюторское звено - наиболее динамичный сегмент фармацевтического рынка.

В прошлом году расклад сил среди дистрибьюторов серьезно изменился. Обанкротилась компания "Инвакорп" (одним из ее акционеров был фонд "США - Россия"), еще два года назад занимавшая пятое место в табели о рангах. В прошлом году ушли с рынка компания "Вита+" (22% ее акций тоже принадлежали американскому фонду) и лидирующая на Северо-западе компания "Хитон".

Пока одни дистрибуторы теряли позиции, другие сумели серьезно поправить свои дела. Региональная компания "Катрен", например, по итогам 2002 года вошла в пятерку крупнейших игроков национального рынка. За год объем импорта у нее увеличился более чем в два раза, что повлекло за собой почти двукратный рост оборота - с $52 млн до $90 млн. Акционером компании с 2000 года является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Гендиректор "Катрен" Леонид Конобеев ставит перед компанией амбициозную цель: занять 15% российского рынка, а также начать работать в других странах.

Прошлый год стал годом первых слияний. В декабре новосибирская "Россиб Фармация", питерская "Фарм Тамда 77" (50% акций принадлежит финской дистрибьюторской компании Tamro) и московская "Артромед" объявили о создании единой компании "Роста". В 2003 году передел фармрынка продолжился. "Дистрибьюторы созрели для создания вертикально интегрированных структур, - говорит Настасья Иванова, гендиректор смоленской компании "Теремок". - Крупные компании ищут возможность эффективно распорядиться накопленными финансовыми ресурсами. Они обзаводятся собственной розничной сетью и открывают производства. Это позволяет им управлять торговыми наценками, логистикой и соответственно конечной ценой. Однако существенных дивидендов, на мой взгляд, им это не приносит, и пока можно говорить только о намечающейся тенденции".

Параллельно созданию собственных сетей многие дистрибьюторы расширяют набор услуг для других аптек. Кроме того, они стараются более плотно работать с корпоративными заказчиками, в первую очередь с клиниками. Недавно, например, "СИА Интернейшнл" совместно с американской фармацевтической компанией Merk Sharp & Dohme заключила с московским правительством договор на индивидуальные поставки медикаментов в больницы города -для каждого конкретного пациента.

Такие масштабные соглашения оставляют небольшим компаниям все меньше пространства для маневра. По мнению Александра Бородина, коммерческого директора компании "НП Центр медицинских инноваций", мелкие оптовики пока держатся лишь за счет персонального подхода к клиентам, но скоро это закончится. Узкие ниши, где еще недавно небольшие компании чувствовали себя вполне спокойно, постепенно входят в сферу интересов более крупных игроков. В течение ближайших лет к ним начнет переходить и бизнес более мелких фирм.

Страницы
Предыдущая | 1 | 2 | Следующая