Госдума увеличила отчисления в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования.

11 июня на дневном заседании Государственной Думы РФ депутаты отклонили поправку Правительства, предусматривающую, что в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) с 1 января 2005 года единый социальный налог (ЕСН) будет отчисляться по ставке 1%, а в территориальные . 1,8% (сейчас в ФОМС отчисляется ЕСН по ставке 0,2%, в территориальные фонды . 3,4%). В обсуждении поправок от Правительства участвовали министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. Вместо нее принята компромиссная поправка, по которой в федеральный фонд пойдет 0,8% ЕСН, в региональный . 2%. Ранее, мэр города Москвы Юрий Лужков подверг резкой критике решение федеральных властей увеличить отчисления в федеральный бюджет из фондов обязательного медицинского страхования субъектов Федерации. Он отметил, что решение федеральных властей увеличить в пять раз отчисления в федеральный бюджет "незаконно и неконституционно". По словам мэра, в ФОМС Москвы поступают отчисления от зарплаты работающих, что дает им возможность воспользоваться медицинскими услугами в том регионе, где они живут и платят налоги. Федеральные же власти предлагают "средствам москвичей подняться до господина Зурабова и там осесть", отметил он. Ю. Лужков также сообщил, что исполнение решения об увеличении отчислений из ФОМС негативно скажется и на регионах, что, в свою очередь, усугубит и ситуацию в российской столице. Он пояснил, что Москва, как столица, принимает на лечение большое количество людей из регионов, которое оплачивается из территориальных ФОМС. Возврат же денег за оказанные медицинские услуги из регионов составляет всего 20%. Соответственно, при уменьшении финансирования территориальных ФОМС, компенсации из регионов также уменьшатся. Ситуацию комментируют эксперты отрасли:
Айдар Айратович Ишмухаметов, председатель совета директоров Группы компаний "Ремедиум": "Декларируемые Правительством реформы в социальной сфере предполагают быть системными, прозрачными и соответствующими единым стандартам на территории РФ. Для этого необходима концентрация финансовых ресурсов и властных полномочий, каковой процесс и осуществляется в настоящее время. Трудно считать социальносправедливой существующую на сегодняшний день неоднородность в вопросах доступности медицинских услуг и лекарственных средств регионам в зависимости от их финансовой состоятельности".
Настасья Иванова, генеральный директор "Национальной Дистрибьюторской Компании": "Проблема противостояния федерального центра и регионов существовала всегда. Сейчас мы наблюдаем за очередным столкновением интересов федеральных властей и администрации Москвы. Причины конфликта просты: существуют регионы-доноры и регионы, нуждающиеся в постоянном субсидировании. Естественно, администрация региона, располагающая достаточным количеством средств, предпочитает развивать свою систему здравоохранения, нежели чем отчислять деньги в федеральный центр. Но важно понимать, что для рядового гражданина важно не откуда берутся средства на медицинское обслуживание, а куда они тратятся. Принятая к законопроекту поправка выглядит не как компромисс в сложившейся ситуации, а как победа одной из сторон".
Игорь Михалев, руководитель аппарата Комитета Совета Федерации по социальной политике, кандидат социологических наук: "Чтобы разобраться в возникшей проблеме, необходимо отойти от общих схем и обратиться к реальному положению дел на местах. Например, наполнение территориального фонда Москвы происходит, в том числе и благодаря отчислениям ЕСН с заработка "маятниковых" мигрантов. Такая ситуация позволяет существенно минимизировать платежи из городского бюджета на обязательное медицинское страхование неработающих граждан. А вот территориальный фонд Московской области, где проживают и в большей части лечатся эти мигранты и члены их семей, находится в более тяжелом положении. Неработающее население в 1,5 раза превышает работающее в среднем по стране, и такие граждане составляют основную часть нагрузки на систему ОМС. Различия в доходах системы обязательного медицинского страхования по регионам очень высокие (до 10 раз). Поэтому необходимость увеличения средств Федерального бюджета, направляемых на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования, обоснована. Общее же снижение эффективной ставки единого социального налога (внесенный Правительством в Думу пакет налоговых законопроектов предполагает снижение ставки ЕСН с 29,43% до 24,15%), существенно сокращает средства, направляемые в систему здравоохранения, которая и так испытывает недостаток ресурсов. В связи с этим возникает вопрос, в какой степени недостаток средств будет компенсирован за счет бюджетных источников, в том числе и федерального бюджета. Но на него пока ответа нет".

Recipe.Ru