Борьба с брэндами. Пензенский сенатор хочет обезличить лекарства.

Как стало известно "Ведомостям", в правительстве находится на согласовании законопроект, способный кардинально изменить всю структуру российского лекарственного рынка. Разработчик законопроекта сенатор от Пензенской области Борис Шпигель добивается, чтобы все лекарства-дженерики продавались в России не под фирменными, а под непатентованными названиями. Он полагает, что это сделает лекарства дешевыми, фармацевты же говорят, что препараты при этом потеряют не в цене, а в качестве. В июне комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии одобрил законопроект "О внесении изменений и дополнений в закон "О лекарственных средствах". Сейчас этот законопроект находится на согласовании в правительстве. Одно из основных положений законопроекта требует, чтобы дженерики (лекарства, срок патентной защиты которых истек) регистрировались в Минздраве и продавались только под своими международными непатентованными названиями (МНН). Например, всем известная но-шпа - это, по международной классификации, дротаверин, а обезболивающий препарат ибупрофен продается аж под 21 названием - от Нурофена до Болинета. "Наш рынок в основном дженериковый. Слишком много одних и тех же лекарств, зарегистрированных под разными торговыми марками; у нас, например, 50 одних только аспиринов зарегистрировано. В результате компании начинают давать деньги врачам, чтобы те выписывали именно их препараты. А кто подумает о пациенте?" - объясняет один из разработчиков законопроекта, сенатор от Пензенской области Борис Шпигель. По его мнению, если все дженерики будут называться одинаково, производителям придется конкурировать друг с другом, снижая цену, а это понизит и траты на лечение, и затраты бюджета при госзакупках.
"Слова "рынок" и "лекарства" - несовместимы, - говорит сенатор. - Люди, которые хотят зарабатывать деньги на лекарствах, пусть отдохнут - они уже заработали". "Этот законопроект грозит катастрофическими последствиями для рынка, - уверен руководитель одной из фармкомпаний. - А между тем, по нашим данным, он уже одобрен министром здравоохранения Михаилом Зурабовым". По оценке собеседника "Ведомостей", принятие законопроекта приведет к "схлопыванию" рынка, прекращению затрат на рекламу препаратов и увольнению "десятков тысяч сотрудников отделов маркетинга и служб продвижения фармкомпаний". В Минздраве вчера получить комментарий не удалось.
А вот Минпромэнерго может законопроект и не согласовать. "Наш отзыв будет негативным. С нашей точки зрения, этот документ нарушает закон "О товарных знаках", - говорит советник отдела промышленной политики министерства Ольга Колотилова и добавляет, что производитель имеет право давать фирменные наименования своей продукции.
По данным рекламного агентства Media Direction, в прошлом году на рекламу лекарств было потрачено около $70 млн, лекарства входят в пятерку самых рекламируемых товарных категорий.
"Этот закон может кардинально изменить маркетинг, - говорит председатель совета директоров ГК "Ремедиум" Айдар Ишмухаметов. - Таким образом опрокидывается сама идея продвижения лекарственных средств". Если вся конкуренция сведется лишь к ценовой, это понизит качество препаратов, считает он. "Владельцы брэндов тратят деньги на более качественное сырье, на дополнительные клинические испытания. Если брэндов не будет, всё это потеряет смысл", - соглашается генеральный директор компании "Отечественные лекарства" Владимир Нестерук. У его компании на этот год запланирован бюджет в 120 млн руб. на продвижение своих брэндов.
"Когда речь идет о бюджетных закупках, государство вольно вводить какие угодно правила и ограничения. Что же касается свободного рынка, то и пациенты, и врачи имеют право знать брэнды и делать выбор самостоятельно, - говорит директор по развитию бизнеса российского представительства Pfizer Александр Шибаев. - На рынке ходят слухи, что представители некоторых компаний дают взятки врачам. Но этим, с нашей точки зрения, должны заниматься не законодатели, а Минздрав и МВД".

Recipe.Ru