"Я приложу все силы к тому, чтобы добиться улучшения...".

Свою первую пресс-конференцию новый министр здравоохранения Нижегородской области Юрий Викторович Павлов дал 3 августа. Это мероприятие вызвало огромный интерес со стороны электронных и печатных СМИ. Корреспондентов и операторов в помещении пресс-центра собралось столько, что яблоку негде было упасть. Более часа министр вел разговор о проблемах здравоохранения и о методах их решения. Сегодня мы знакомим с мнением Юрий Викторовича по следующим вопросам:

О РАЗВИТИИ ПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
- Всегда есть определенные технологические процессы, которые более эффективны и позволяют лучше оказывать медицинскую помощь, избежать возникновения ряда осложнений, т.е. существует ряд программ и технологий, которые дороже, чем общепринятые, но дают лучший эффект, более комфортны или менее травматичны для больных. Если наше государство не в состоянии обеспечить широкую доступность современных технологий, то это еще не значит, что мы должны лишить население таких методов лечения. Это было бы неправильно. Тот, кто может заплатить, должен иметь возможность получить высокотехнологичные виды медицинской помощи, не выезжая за границу, в наших лечебных учреждениях. Это будет выгодно и потребителям, и самим учреждениям. Необходимо помнить, что дорогостоящие виды медицинских услуг могут оплачиваться из средств добровольного медицинского страхования.

О ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЕ.
- В федеральном бюджете 2005 года заложено 170 млрд рублей для оплаты льгот, которые предоставляются определенным группам граждан. Сто из них предназначены для тех, кто отказался от социального пакета льгот. 53 млрд рублей выделяются для организации льготного лекарственного обеспечения отдельным категориям граждан, которые входят в социальные группы. Эти деньги будут отправляться в филиалы центрального фонда ОМС (существует законопроект, согласно которому все территориальные отделения фонда ОМС становятся филиалами центрального фонда ОМС.) Таким образом, будет выстроена очень жесткая вертикаль финансирования территориальных фондов ОМС от центра к регионам. Средства будут распределяться в зависимости от того, как территории финансируют систему льготного лекарственного обеспечения из местных бюджетов.
Теоретически Нижегородская область может получить на нужды здравоохранения до 500-700 млн рублей. Это будет зависеть от того, в какой мере областной бюджет будет финансировать программу государственных гарантий и программу оказания медицинской помощи в системе ОМС. Ориентировочная сумма, которая заложена в федеральном бюджете, примерно равна той сумме, которая в настоящее время выделяется из разных источников на финансирование этих категорий граждан. Деньги будут направляться в страховую компанию, которая займется страхованием льготного лекарственного обеспечения. Она будет покрывать эти расходы уполномоченным складам, т.е. тем фармацевтическим складам, с которыми представительства федеральных органов или уполномоченные компании заключат договора на осуществление данного вида деятельности. Все конкурсы на поставку медикаментов и медицинской техники будут производиться на уровне Министерства здравоохранения и Министерства социального обеспечения Нижегородской области. Лекарства, поставляемые по итогам конкурсов, будут поступать на уполномоченный региональный склад, который затем направит их в специальные уполномоченные районные аптеки.
Будет также создан формуляр лекарственных средств, согласно которому доктора будут выписывать препараты своим пациентам. Рецепты, поступившие в аптеку, предъявляются к оплате страховым компаниям. Я думаю, что вся работа по созданию региональных представительств, уполномоченных складов и уполномоченных компаний, потребует определенного времени. Но эта работа обязательно будет проведена.
Кстати, недавно у нас была комиссия во главе с директором Российского фонда ОМС Тарановым А.М. Он высоко оценил систему ОМС, которая организована и работает в Нижегородской области.

О БЕСПЛАТНОМ И ЛЬГОТНОМ ЛЕКАРСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ.
- Есть рыночные законы, которые никто не в силах изменить. Один из них гласит, что спрос на все бесплатное стремится к бесконечности и жизнь показывает, что его невозможно удовлетворить. Этот закон имеет объективный характер, и он в полной мере относится к системе льготного лекарственного обеспечения. Именно поэтому существуют определенные ограничения, именно поэтому создается список жизненно важных препаратов, именно поэтому существуют ограничения и нехватки. Соответственно будут и недовольные. Я считаю, что единственно возможным вариантом является тот, согласно которому создается список жизненно необходимых препаратов, т.е. список лекарств, отсутствие которых может привести к серьезным последствиям для больных людей. Такой формулярный список будет создан. Наша задача состоит в том, чтобы он финансировался максимально полно и максимально эффективно доводился до потребителей. Это значит, что потребность в ЛС людей, страдающих сахарным диабетом, должна удовлетворяться на 98%, страдающих бронхиальной астмой - на 70%, а больные с онкологическими и психическими заболеваниями должны получать до 70% всех необходимых лекарств. На все 100% потребности в препаратах и изделиях медицинского назначения по бесплатному и льготному обеспечению удовлетворить невозможно.

О СНИЖЕНИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ.
- Министерство здравоохранения Нижегородской области не допустит критического снижения уровня финансирования лекарственного обеспечения этой категории граждан. Я намерен встретиться с руководителями или представителями общественных организаций, которые объединяют этих больных, и обсудить наиболее острые проблемы. Мы готовы предоставить всю документацию по действующим в этой сфере программам, более того, мы готовы вместе с этими организациями работать над эффективным обеспечением больных необходимыми противодиабетическими препаратами.

О СОСТОЯНИИ НИЖЕГОРОДСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.
- Нижний Новгород сегодня финансирует здравоохранение примерно на 70% от расчетных сметных данных. Если сравнивать с другими областями, то это довольно хороший показатель, т.к. есть регионы, где финансирование осуществляется только на 10%. Мы должны понимать, что здравоохранение страны в целом, и в Нижегородской области в частности, в последние годы находилось в тяжелой ситуации. Очень сложно обстоят дела с точки зрения оценки состояния материально-технической базы, обеспеченность медицинскими технологиями также оставляет желать лучшего.
Но я должен сказать, что в течение последнего года уровень финансирования нижегородского здравоохранения увеличился практически в два раза. И это реально ощущают ЛПУ области.
Сейчас я активно езжу по районам и стараюсь ближе познакомиться с медицинскими учреждениями, узнать наиболее острые проблемы сотрудников, оценить состояние материально-технической базы. Везде, где мне уже удалось побывать, говорят о том, что в течение последних полутора лет медицина реально ощутила внимание администрации к своим проблемам. Начали проводиться ремонты, стала закупаться медицинская техника, т.е. проведена определенная работа, но мы должны понимать, что за один или два года все вопросы решить невозможно.

О ВНЕДРЕНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНУ И В ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
- Наука не стоит на месте и постоянно появляются новые прогрессивные технологии, которые позволяют более эффективно проводить диагностику и добиваться лучших результатов в лечении больных. Можно привести в пример эндовидеохирургию. Еще несколько лет назад об этой технологии мы мало что знали, а сейчас она внедряется повсеместно. В Нижнем Новгороде данное направление также развивается.
Сегодня одна из главных задач заключается в том, чтобы эти технологии попали с областного на районный уровень. Мы будем решать вопрос таким образом, чтобы дать возможность районным учреждениям получить такие технологии, которые оказывают радикальное влияние на оказание экстренной медицинской помощи. В первую очередь, это касается эндоскопических вмешательств и эндовидеохирургии.
В ближайшее время совместно с губернатором мы будем обсуждать этот вопрос. Важно, чтобы те районные больницы, которые готовы к оказанию медицинской помощи эндовидеохирургическим способом, получили необходимое оборудование и начали производить такие операции. Мы будем работать над созданием целевой программы и будем просить губернатора ее профинансировать.

О СОКРАЩЕНИИ КОЕЧНОГО ФОНДА.
- Этот вопрос неразрывно связан с реструктуризацией коечного фонда. Он должен быть перераспределен по различным категориям интенсивности использования коек. По этому показателю они делятся на несколько групп: высокотехнологичные койки больниц интенсивного лечения (например, больницы скорой помощи, стационары, владеющие современными методами лечения и диагностики), реабилитационные стационары, койки долечивания, социальные койки и койки для лечения социально значимых заболеваний (т.е. для лечения кожных болезней, инфекционные больницы, психиатрические больницы).
Весь смысл реструктуризации заключается в том, чтобы заставить дорогие койки работать более эффективно за те деньги, которые на них выделяются. Одна из важнейших задач состоит в том, чтобы освободить их от социальной нагрузки. К сожалению, в связи с низким уровнем обеспеченности населения медицина часто вынуждена на себя брать определенную социальную нагрузку. Сейчас около 30% коек выполняют не медицинские, а социальные функции. ??????
Особенно это касается больных планового лечения. Думаю, что это не совсем правильно, т.к. социальные функции должны выполнять соответствующие учреждения. Но, к сожалению, в нашей стране их не хватает, и поэтому медики вынуждены часто брать на себя не свойственные им обязанности.
- Сегодня для того, чтобы сократить количество коек, нужно, в первую очередь, заставить более интенсивно работать отделения, где оказывается экстренная медицинская помощь. Для этого необходимо насытить стационары теми технологиями, которые уменьшают травматизацию больного и сокращают сроки лечения. Кроме этого, необходимо принять меры для стимулирования персонала, т.е. внедрить новую систему оплаты труда.
- Но самое главное - это внедрение новых технологий. Не освоив новые технологии, нельзя сократить коечный фонд, т.к. без этого невозможно эффективно вылечить человека в более короткие сроки. К примеру, чтобы каждому больному, поступающему в стационар, можно было поставить диагноз за 1,5 часа, все диагностические службы в приемном отделении должны работать круглосуточно.

О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ С ОКАЗАНИЕМ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ.
- Сегодня создана инициативная группа, которая займется созданием фонда для строительства областной онкологической больницы. Министерство здравоохранения будет оказывать помощь этой группе. Мы совместно решим, когда, где и на какие средства строить больницу.
Анализируя опыт других регионов, могу сказать, что чаще всего такие учреждения строятся на заемные средства. Это очень затратное дело - построить современную онкологическую больницу. Но нам нужно идти на этот шаг, т.к. Нижегородская область серьезно отстает от других регионов по уровню обеспечения населения онкологической помощью.

О МЕТОДАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДОНОРСТВА.
- Говоря об этой проблеме уместно вспомнить пословицу о том, что кровь людская не водица. Понятно, что желающих сдать кровь бесплатно становится все меньше и меньше. Для решения этой проблемы мы подготовили проект решения правительства по внесению изменений в структуру материального обеспечения доноров и вышли с предложением увеличить оплату за сдачу крови и плазмы до уровня, который сегодня принят на федеральном уровне. Но сегодня нужно честно сказать, что финансирование этих проблем отстает от потребностей. Понятно, что чем больше средств будет направлено в эту сферу, тем больше будет возможностей для заготовки крови.
Я думаю, что проблема донорской крови эффективно может решаться за счет аутодонорства. Суть его заключается в том, что человек, зная, что ему предстоит пройти плановую операцию, сам заранее сдает кровь, которая консервируется, а затем переливается в необходимый момент. Это наиболее физиологичный и безболезненный метод компенсации кровопотери при оперативных вмешательствах. Кроме того, в плановых случаях кровь могут сдать родственники больного человека.

О ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ МЕДИЦИНЫ В СТОРОНУ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ.
- Самым дешевым и самым эффективным направлением является первичная профилактика заболеваний. В этой сфере активно работают органы санэпиднадзора, в этом же направлении должны активно работать и органы здравоохранения. Наиболее эффективным звеном первичной профилактики является амбулаторно-поликлиническая служба. К сожалению, в Нижегородской области ее работа по всем нормативам Минздрава не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Но эта проблема характерна для всех регионов РФ. Молодые врачи не хотят идти работать в амбулатории и поликлиники. Это связано с крайне низкой оплатой труда и с падением престижа профессии.
Кроме того, Нижегородская область сегодня отстает в вопросе развития службы врачей общей практики. Врач общей практики - это специалист, который имеет подготовку, отличающуюся от подготовки терапевта. Он обладает знаниями по 7-8 специальностям и может оказать помощь значительно большему количеству пациентов. На такой работе значительно больше нагрузка, но и вознаграждение за такую работу должно быть значительно больше. В зарубежных странах врачи общей практики относятся к наиболее высокооплачиваемой категории работников.
Этот вопрос требует решения на государственном уровне, и я думаю, что он будет решаться в ближайшем будущем, т.к. перекос здравоохранения в сторону оказания экстренной и стационарной помощи приводит к резкому удорожанию медицинской помощи. Частично решить проблему можно внедрением специальных технологий, в частности скрининговых, которые позволяют обследовать большие группы населения и выявлять многие заболевания на ранней стадии.
Заниматься этой проблемой мы обязательно будем. Планируется организовать участки врачей общей практики, и на их примере можно будет наглядно продемонстрировать эффективность такой работы. Мы будем убеждать власти в том, что это нужно и эффективно. Мы обязательно будем искать способы стимулирования труда специалистов этого профиля.
В прошлом номере нашей газеты мы знакомили читателей с краткой биографией Юрия Викторовича Павлова. На пресс-конференции он более подробно рассказал о себе: "К нам в Санкт-Петербург приехал ваш губернатор, чтобы познакомиться технологиями, которые мы внедрили в течение последних двух лет в нашей больнице. Во время этого визита он предложил мне должность министра здравоохранения Нижегородской области. Я поверил в то, что он действительно хочет что-то изменить в вопросах охраны здоровья, и поэтому не откликнуться на его предложения было просто нельзя. Мой опыт показывает, что можно доверять тому губернатору, который умеет выслушивать и хочет понять проблемы здравоохранения.
Я понимаю, что в должности министра нельзя работать всю жизнь. С другой стороны, я уважаю право губернатора формировать свою команду единомышленников, т.к. без этого ничего невозможно добиться. Если мне придется уйти с этой должности, то без дела я не останусь. Я являюсь профессором на двух кафедрах - на кафедре Первого медицинского университета им. академика Павлова и на кафедре неотложной медицины Санкт-петербургской академии последипломного образования. В свое время я защитил кандидатскую диссертацию по проблемам развития здравоохранения крупного города. Через 4 года защитил докторскую диссертацию по проблемам реструктуризации коечного фонда и функционирования крупной больницы в условиях мегаполиса. В ней описываются новые технологии и новая структура организации работы, которые позволяют интенсифицировать деятельность крупной многопрофильной больницы в 2-2,5 раза. К примеру, больница на 1170 коек, которой я руководил в Санкт-Петербурге, за год пролечивает 56 тысяч жителей. В сутки здесь принимают 200-250 человек. Такая интенсификация обычных стационаров без внедрения специальных технологий, невозможна. Прежде чем внедрить эти методы, мы провели ряд исследований, и на практике доказали их эффективность
Если мои знания и опыт помогут в деле организации нижегородского здравоохранения, то я буду очень рад. Я могу твердо уверить вас в том, что приложу все силы, чтобы добиться изменений в лучшую сторону и чтобы люди это почувствовали. До сих пор у меня это получалось.

Л.П. Пономарёва.