Библиотека детского психиатра.

На сегодняшний день существует достаточно обширный круг отечественной и зарубежной литературы, отражающей различные стороны детской психологии, а также патологические состояния психики ребенка. Предлагаем вниманию наших читателей два издания, которые, с нашей точки зрения, освещают эти проблемы с самых современных позиций.
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез.
В практике детского психолога и психиатра проблема детских неврозов составляет существенную сторону деятельности. В книге А. Захарова делается серьезная попытка проанализировать этиологию и патогенез этих патологических состояний, наметить конкретные пути их преодоления. Автор рассматривает неврозы как своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся фактически на протяжении жизни трех поколений - детей, их родителей и даже прародителей. Невроз трактуется как психогенное заболевание формирующейся личности, поэтому не него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. В этом плане могут иметь значение причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.
В качестве одного из социально-психологических факторов можно рассматривать, скажем, наличие единственного ребенка в семье или эмоциональную изоляцию одного из детей, если их несколько. Другим существенным моментом может служить недостаточная психологическая совместимость родителей и детей, порождающая конфликты. Иногда имеет место, односторонне выраженное преобладание одного из членов семьи, сопровождающееся сильным психологическим давлением. Иногда пусковым механизмом невроз может стать перестановка или инверсия традиционных семейных ролей, низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и даже известная изолированность семьи в сфере внешних контактов. Особым травматизмом в отношении воздействия на неокрепшую психику ребенка отличаются дисгармоничные отношения с матерью, поскольку именно она является по природе наиболее близким ребенку человеком. Существенную патогенную роль могут играть и взаимоотношения с отцом, если он не способен своевременно решать личностные проблемы развития своих детей. В качестве психотравмирующих факторов следует отметить и хронические личные проблемы родителей, то обстоятельство, что они зачастую сами больны неврозами. Существенная роль отводится и подходам к воспитанию, основанным на догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядах на воспитание у родителей, когда не учитываются индивидуальные особенности и возрастные потребности детей.
К социально-культурным факторам относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе, ускорением темпа современной жизни, нехваткой времени на полноценное общение с ребенком, сложностью межличностных отношений, формирующихся в микросоциуме. Имеет также существенное значение дефицит условий для полноценного отдыха, и, в частности, разрядки эмоционального напряжения.
Среди патогенных социально-экономических факторов отмечаются неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость и порожденная ею постоянная нервозность родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение чужих людей для ухода за ними.
Своеобразной приметой нашего времени является появление такой категории матерей, которые не дорожат своими семейными обязанностями, стремясь освободиться от них, полагая, что они ограничивают их свободу. В этих обстоятельствах такие качества как категоричность, принципиальность, деловитость вытесняют нежность и теплоту в общении с детьми. Более того, подобные женщины вообще предпочитают достижение своих честолюбивых замыслов традиционным семейным ценностям. Одновременно с этим нарастание нервно-психической нагрузки у работающих и занятых семьей женщин сопровождается их большей невротизацией, что также весьма отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Таким образом возникает своеобразный порочный круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психотерапевтической помощи всем его ученикам.
В конечном итоге цель книги состоит в освещении главным образом малоизученных или нераскрытых сторон проблемы неврозов у детей с использованием клинико-психологического подхода.
Вниманию специалистов может быть также предложена книга Г. Крайг. Психология развития. Изд-е 7-е.
Уже по количеству переизданий в США становится очевидной востребованность данного издания в среде профессионалов. На сегодняшний день это один из лучших известнейших учебных пособий по психологии развития. Издание книги на русском языке призвано восполнить те пробелы, которые существуют в отечественной психологической литературе по этой проблематике. Книга достаточно обширна по объему и состоит из десяти частей, в которых подробнейшим образом освещаются важнейшие проблемы: общие вопросы психологии развития, методы исследования, использующиеся в психологии развития на сегодняшний день. Раскрывается психология ребенка как до, так и после рождения, в первые два года жизни, в последующий период шести лет. Существенное внимание автор уделил раскрытию психологических закономерностей в развитии человека в детстве, отрочестве, юношестве, взрослом состоянии.
Первая глава издания весьма подробно и обстоятельно раскрывает черты подрастающего поколения в современном обществе, влияние на него технологических и социальных изменений, экономического расслоения общества, средств массовой информации, различного рода стрессов и перемен в жизни.
Юность рассматривается с самых разнообразных точек зрения, начиная с биологической и социопсихоаналитической и кончая антропологической. Глубоко анализируется субкультура подростков, особенности их сексуального поведения.
Обширная глава посвящена формированию нравственных принципов, характера, ценностей, убеждений и моделей поведения. Серьезное внимание автор уделяет характеристике положения ребенка в семье, разнообразию взаимоотношений с другими ее членами, причем в качестве основы берется как полная, так и неполная семья. Много внимания уделено причинам возникновения отчужденности подростков, дурным привычкам и зависимостям.
В книге ощущается тщательная продуманность композиционной структуры, энциклопедический охват и четкость изложения материала.
Богатство и выразительность приведенных иллюстраций делают эту книгу чрезвычайно удобным и полезным инструментом освоения современной психологии развития во всем богатстве ее экспериментальных данных и разнообразии теоретических подходов. Основная читательская аудитория книги - это психологи, педагоги, социологи, социальные работники.

Обзор подготовлен Н. ГУБАНОВОЙ.