В России растет объем продажи лекарств

За последнее время в аптечных сетях резко вырос объем продаваемых лекарственных препаратов, отмечают аналитики. Такая ситуация, безусловно, связана с произошедшей серией терактов, спровоцировавшей рост социальной напряженности.
Существует выраженная зависимость между уровнем социально-экономической защищенности граждан и динамикой роста фармацевтического рынка. Так, Международная ассоциация ООН опубликовала "Индекс экономической безопасности", в котором России отведено "почетное" 41-е место.
Чем больше жители уверены в том, что смогут и в будущем сохранить свое рабочее место, достойную зарплату и социальную защиту, тем более высокую оценку получила страна в рейтинге. Лидерами в этом списке стали Швеция, Финляндия, Норвегия и Дания. Показательно, что ни одна из вышеперечисленных стран не входит в пятерку лидеров по потреблению лекарственных препаратов. Более того, во всей Европе, по данным Европейской федерации ассоциаций фармацевтической промышленности, в 2003 г. производство лекарств увеличилось всего на 7%, тогда как в России лишь за первый квартал этого года объем производства предприятий химико-фармацевтической отрасли вырос на 39% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.
"Российский рынок лекарственных средств остается одним из наиболее быстро растущих рынков в Европе", . утверждается в материалах докладов международной конференции "Здравоохранение и фармацевтический рынок России". Растет все . и производство, и потребление, и объемы продаж аптечных сетей. Безусловно, российский рынок еще очень мал по сравнению с западным: к примеру, объем производства лекарственных средств в Европе составляет 170 млрд евро, тогда как в России, по данным на первый квартал этого года, . всего 312 млн долл. Зато впечатляет его динамика. По данным Центра маркетинговых исследований "Фармэксперт", если в I квартале этого года общий рост промышленного производства в России по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. составил 4,5%, то объем выпуска фармацевтической продукции вырос аж на 28%. А как утверждают аналитики из ГК "Ремедиум" (RMBC), объем фармацевтического рынка РФ в I квартале 2004 г. вырос на 29% по сравнению с показателями 2003 г. и составил 1324 млн долл. в ценах конечного потребления. Значительно увеличился и объем аптечных продаж лекарственных средств. По данным "Розничного аудита ГЛС в РФ", аптечный рынок оценивается в 1066 млн. долл. в розничных ценах. Причем, как прогнозируют эксперты, такая впечатляющая динамика сохранится еще как минимум в ближайшие три-четыре года.
Для столь оптимистичных прогнозов у участников рынка есть как минимум две причины. Во-первых, они надеются на экономический рост в стране и, как следствие, на увеличение покупательной способности населения. Второй фактор, который, впрочем, озвучивают лишь психологи, . сохраняющаяся высокая социальная напряженность в обществе, снизить которую в ближайшие годы, по всей видимости, не удастся.
В этой связи показательными являются и данные структуры расходов российских семей за последние годы. Так, по данным Госкомстата (берутся доходы в расчете на семью из трех человек), все последние три года доля расходов на питание неуклонно снижалась . если в 2002 г. россияне тратили на еду 44% бюджета, то в 2003 г. . всего 42,7%. Зато доля расходов на медицинские препараты стабильно растет: если в 2002 г. она составляла всего 3,05%, то в 2003 г. . уже 3,2%. То есть богатеющее население России снижает долю расходов на еду, зато начинает активнее приобретать лекарства.
Еще две тенденции на рынке фармацевтики: роста числа брендированных лекарств и биологически активных добавок (БАД). "Брендированным" лекарством, как пояснил RBC daily директор по маркетингу компании "Верофарм" Герман Иноземцев, называется лекарство, разработанное около 10-15 лет назад (привычные нам анальгин и аскорбинка появились около 50 лет назад и считаются на фармрынке "старичками"), распространение которого обычно сопровождается маркетинговой поддержкой. Брендированные лекарства, понятно, дороже "обычных", зато у них есть другое серьезное преимущество . реклама. То есть если препарат относится к категории "безрецептурных", то его полезность и исключительность объясняют потребителям посредством СМИ, если же лекарство из категории тех, что выписывает врач, . существует целая специальная система распространения новых препаратов. Крупные компании имеют своих представителей в городах, которые ходят по поликлиникам и больницам и рассказывают врачам про новое лекарство. Причем доля "брендированных" лекарств в общей структуре будет только расти, утверждают эксперты. Со следующего года в России вводится обязательный стандарт производства GMP (Good Manufacturing Practice). Стандарт этот гарантирует высокое качество лекарств, однако его внедрение . очень дорогое удовольствие.
Не сумевшие модернизировать производство фабрики, скорее всего, уйдут на рынок БАДов, который, по оценкам экспертов, в России растет еще быстрее, чем рынок лекарственных препаратов.

По материалам сайта "РосБизнесКонсалтинг".