Детские товары в аптеках

Розничный фармацевтический рынок сегодня находится на том уровне своего развития, когда потребителю предлагают максимальное количество товара на одной торговой площадке. По данным опроса на тему, какую нелекарственную продукцию хотели бы видеть москвичи на аптечных полках, 37% потребителей, помимо прочего, назвали товары детского ассортимента. Об особенностях развития рынка детских товаров рассказывает ведущий аналитик ЦМИ "Фармэксперт" Светлана Леонидовна ГРУДАЧЕВА.
Рынок детских товаров, продаваемых через аптеки, составляет, по оценкам ЦМИ "Фармэксперт", порядка 30-35 млн долл. США в год. Структура этого рынка включает в себя достаточно обширный ассортимент, который мы объединили в несколько групп. Лидирующую позицию по количественному присутствию на аптечных полках занимает детская косметика и средства ухода - 31%. В стоимостном выражении они обеспечивают 17% продаж. В структуре аптечных продаж таких товаров превалируют, занимая 47%-ную долю, косметические средства по уходу за кожей - кремы, лосьоны, масла, гели и пр. Достаточно высоки продажи средств от раздражения и опрелости, представленных присыпками и тальком (22%). Средства по уходу за кожными покровами (13%), волосами (11%) и полостью рта (7%) также широко представлены в ассортименте аптек. Интересно, что каждая шестая упаковка на аптечном прилавке среди косметической продукции и средств по уходу в целом - детская продукция.
Вернемся, однако, к анализу детских товаров. 30% детского ассортимента занимают приспособления для кормления и аксессуары - соски, пустышки, бутылочки, поильники и пр. Эта группа товаров всегда была достаточно хорошо представлена в аптеках, и ей по-прежнему удается удерживать лидирующие позиции. В товарообороте аптек эта продукция в среднем занимает 15%-ную долю.
На 3-м месте в ассортиментном ряду, занимая 17% в натуральном выражении, - подгузники (в стоимостном выражении - половина продаж детской группы). Стоимость подгузников значительно выше, чем в среднем по рынку товаров для детей; этим и объясняется отличающаяся доля в разном исчислении. Отметим, что несколько выше среднего значения также цена продукции, которую мы объединили в группу "Прочие изделия". Сюда вошли детские весы, подогреватели для детского питания, термометры, горшки, игрушки, ножницы, прорезыватели для зубов и пр.
Для покупки детского питания потребители выбирают в основном либо специализированные магазины, либо супермаркеты; однако и в аптеках этот ассортимент достаточно широко представлен. Большая часть группы приходится на каши и пюре, несколько ниже - доля соков для детей, чая, воды. Суммарно детское питание в структуре данного детского ассортимента занимает 14% в количественном и 9% в стоимостном выражении.
Заметно, что на продукцию самой низкой ценовой группы (до 1 долл. США) приходится большая часть продаваемой продукции в натуральном выражении - 79%. Товары детского ассортимента по цене более 5 долл. США занимают лишь 5%-ную долю, обеспечивая, тем не менее, 37% товарооборота.
В заключение отметим, что общие тенденции развития аптечного рынка дают "зеленый свет" для расширения как парафармацевтических товаров в целом, так и детского ассортимента в частности. Со стороны потребителей также можно прогнозировать переключение спроса в отношении этой продукции на аптеки, особенно это касается аптек с открытым доступом.