На титульную Поиск Подписка Рассылка Фармсеть В Аптеках
Официально ФармСовет Приволжья Фарминформ Практика Вести НГМА
The Lancet 2000. Психиатрия

"Alter ego" в психиатрии
Mano Berta, Mario Saiz (Монтевидео, Уругвай)

Марио Берта (фото) работает психиатром и психотерапевтом в Монтевидео. Он получил звание профессора психологии в 1952 г. в Уругвайском университете, где он стал первым директором института психологии. Марио Сайз - профессор клинической и аналитической психологии католического университета в Монтевидео.

Вместо простого описания истории психиатрии в хронологическом порядке мы рассмотрим развитие концепции "другого я", это будет нашим лейтмотивом. Каждое человеческое существо стремится к полной гармонии тела, души и разума - персональной идентичности, посредством которой она отличается о "других": "Я - это я, а ты - это ты". Тем не менее, персональная идентичность души только предполагается, она не доказана (Гейер). Например: один из нас ночует в доме друзей. Ему снится, что он дома и слышит звонок в дверь. Во сне он идет открывать дверь. Когда он доходит до двери, ему вдруг становится страшно, он вскрикивает и просыпается, не успев посмотреть на гостя, но он знает, что это был его "alter ego" ("второе я", двойник). Столкновение со своим двойником вызывает страх, потому что теряется персональная идентичность, что вызывает диссоциацию и безумие (умопомешательство). Такое субъективное восприятие "второго я" - это негативный опыт личности, спроецированный наружу. Каждое человеческое существо крепко держится за формулу "Я это я" и проектирует снаружи от себя "другого" из своих собственных свойств, уже этому человеку будет свойственно сумасшествие, деменция и ментальное расстройство. Раскрытие внутреннего мира обуславливает появление "частичных душ" (Штауденмайер). Каждая частичная душа воспринимается нами как "другое я" и имеет свой собственный стереотип и динамику, что часто противопоставляется "рациональному я". Действия "другого я" противоречат обычному поведению, и оно может проявиться внезапно и неподобающим образом. Логика, которую разворачивает "рациональное я" для контроля каждой частичной души, неэффективна, а бурное проявление каждой частичной души вызывает необычайный страх, так как при этом человек осознает расслоение своей личности.


Детали цветного витража из собора в Шартрэзе, Франция
Конфликт между белым и темным рыцарями -
между "самим собой" и темным "вторым я".

Но появление этих частичных душ является не только проблемой сумасшествия, но также и частью творческого начала. Психотическая личность становится жертвой силы под названием "быть другим", а творческая личность мудро использует свое второе я для своего творчества. Подход с использованием встречи лицом к лицу с "другим" не обязателен при страхе, но он может применяться при конфронтации или диалектической дискуссии. Творческие люди используют последнюю, она применяется и в некоторых психотерапевтических методиках.

На протяжении всего последнего тысячелетия происходит эволюция концепции бытия "другим". В течение последних тысячи лет в развитии психиатрии доминирует изменение отношения к сумасшедшим (которые объективно являются другими), а также и ко второму я и к частичной душе (которые существуют субъективно). Первоначально с сумасшедшими или духовно отчужденными лицами обращались не так, как с обычными больными, которые нуждаются в лечении, а так, как будто они опасны для других и должны быть изолированы. В результате сумасшедших запирали в клетках, приковывали цепями и держали в нечеловеческих условиях без изучения и без профессиональной помощи. Некоторых из них публично пороли, другие подвергались гонениям, их забрасывали камнями и высылали из городов, в которых они жили. Но постепенно отношение к другому, странному и мешающему - снаружи или внутри - подвергалось существенным изменениям. Из звериных клеток, где сумасшедшие держались закованными и нагими, идет медленное движение к их реинтеграции в общество и в семьи. Мало помалу человек, "одержимый дьяволом", начинает восприниматься как больной человек, нуждающийся в лечении и уходе. Охранника меняют на сестру, экзорциста ("изгоняющего дьявола") на врача общего профиля, а затем на психиатра. Клетки становятся приютами, а затем больницами. С появлением новых химических и психологических методов лечения и развитием психонейронауки изменения происходят все быстрее. Все более и более обычным становится амбулаторное лечение в дневных стационарах с помощью лекарств и психотерапии.

Страницы
Предыдущая | 1 | 2 | 3 | Следующая

Напигите нам письмо Наверх