Государственная политика обеспечения населения лекарствами и изделиями медицинского назначения направлена на предоставление их потребителям в достаточном ассортименте и объеме, по приемлемым ценам и при соответствующем качестве.
Основными направлениями реализации государственной политики в области лекарственной помощи являются:
- стимулирование максимально полного удовлетворения запросов (потребностей) граждан и медицинских учреждений в лекарствах и медизделиях;
- гарантированное лекарственное, в т.ч. льготное, обеспечение амбулаторной и стационарной медицинской помощи в объеме и на условиях программ государственных гарантий на этапах оказания медицинской помощи.
На амбулаторном этапе:
- упорядочение льгот отдельным категориям граждан и государственный контроль за льготным лекарственным обеспечением с адекватным его финансированием;
- формирование и утверждение в рамках государственных заказов потребности в лекарственном обеспечении граждан (в т.ч. по льготной стоимости) с приоритетным и максимальным финансовым наполнением по группам жизненно важных средств и для лечения социально значимых заболеваний (туберкулез, онкология, психические заболевания, астма, диабет и т.д.);
- адресность и приоритетность в предоставлении лекарств путем обеспечения в первую очередь социально незащищенных слоев населения;
- социальная доступность (по времени, месту и стоимости);
- формирование и утверждение перечней (списков) лексредств, выбираемых в соответствии с критерием "эффективность - стоимость".
На стационарном этапе:
- бесплатное лекарственное обеспечение в рамках перечня видов, объемов и условий оказания медицинской помощи по программам госгарантий;
- повсеместное введение лекарственных формуляров в технологию предоставления медицинской помощи.
В области оптовых закупок и розничных продаж это:
- конкурсная процедура и обеспечение гласности в выборе оптовых поставщиков ЛС;
- обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных препаратов (путем отбора, стандартизации и контроля за соблюдением стандартов);
- стимулирование постоянного обеспечения установленной номенклатуры ЛС и контроль за ее обеспечением:
в розничной продаже - по группам социально значимых и социально опасных заболеваний (перечень ЛС по БиЛР, обязательный ассортимент и т.д.),
в стационарной сети - по программам госгарантий (стандарты, формуляры).
Одним из проводников (основным) государственной политики на региональном уровне является территориальный орган управления лекарственным обеспечением. На нашей территории это областное фармацевтическое управление.
Фармуправление сегодня - это своего рода идеологический и методологический центр, вокруг которого и с его участием функционируют другие структуры, которые непосредственно или косвенно участвуют в управлении лекарственным обеспечением на территории области.
Большинство решений, касающихся деятельности и развития аптечной службы предварительно обсуждаются с аптечной сетью, выносятся на обсуждение фармацевтической ассоциации.
Это диктуется простым экономическим расчетом. С одной стороны государство не заинтересовано в том, чтобы платить лишние деньги из бюджета, но, с другой стороны, оно еще меньше заинтересованно в разрушении рынка вследствие неловких действий, поскольку затраты на его восстановление будут несоизмеримо больше той сиюминутной выгоды, которая может быть получена он волюнтаристских решений.
В деле успешной реализации стратегических и повседневных задач как государства так и любого субъекта рынка (производитель, поставщик (оптовик), аптека) все большее значение играют взаимопонимание, четкое взаимодействие представителей всех структур, способствующих развитию цивилизованных, дополняющих друг друга отношений партнерства в обеспечении населения ЛС и медизделиями.
|