На титульную Поиск Подписка Рассылка Фармсеть В Аптеках
Официально ФармСовет Приволжья Фарминформ Практика Вести НГМА
Смерть как этическая проблема современной медицины

Всех, кто стар и кто молод, что ныне живут,
В темноту одного за другим уведут.
Жизнь дана не навек. Как до нас уходили,
Мы уйдем, и за нами - придут и уйдут.
Омар Хайям.

"Смерть для того, поставлена в конец жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться" - Козьма Прутков. Но как же готовиться к ней, если сама тема считается неприличной для обсуждения? Господа современники! Вспомним, что ежедневно на планете Земля умирает сто тысяч человек или один человек в секунду! Пока Вы об этом прочитали умерло 2, а может 5 человек в зависимости от ваших способностей к чтению. Может быть хотя бы поэтому не стоит продолжать стыдливо и бездумно обходить молчанием процесс смерти? Гораздо охотнее рассуждают о бессмертии, которого пока нет, чем о смерти, которая сегодня обязательно есть.

Это, однако, не значит, что тема отношения человека к смерти совершенно заброшена. Проходят специальные симпозиумы, выпускаются сборники. И все же разговор о смерти, как об универсальном явлении Природы, которое рано или поздно коснется каждого из нас, ведется редко, и даже словарный запас к теме смерть весьма беден.

Целый пласт повседневных жизненных взаимоотношений остается непознанным, необсуждаемым, неразвивающимся, так как люди не могут договориться друг с другом, обменяться знаниями, потому что не знают нужных для этого слов. Не понимают друг друга юрист и преступник, врач и больная женщина. Они объясняются жестами, намеками, догадками.

Разве не то же самое относится к теме человеческой смерти, где допустимыми считаются лишь легенды, аллегории, почтительное молчание.

Как было бы хорошо, если бы смерть - званная или незванная - никогда не заставала нас врасплох и всегда была бы естественным, достойным и совсем не страшным завершением жизни!

А часто ли она бывает именно такой?

Можно спорить о возможности индивидуального бессмертия человека - физического, духовного, исторического и т.п., но, к сожалению, объективная реальность неопровержимо свидетельствует, что рано или поздно умирают все.

Вполне объективные и довольно достоверные статистические исследования свидетельствуют, что на данном этапе развития наших знаний о Природе и обществе, умирает не менее 100% населения земли. Социологи, биологи и врачи удовлетворились признанием этого парадоксального вывода и не поинтересовались, сколько же людей из этих 100% умирают легко и приятно. Есть заключение, что не более 3-5% людей умирают так, что остальные могли бы им позавидовать.

Почему же не вызывает тревогу эта проблема? Только ли потому, что надо делать счастливой жизнь, а не смерть?

Конечно, это первостепенная задача. Но разве смерть не является составной частью жизни и притом - ее неизбежным завершением.

Проблема установления момента смерти была довольно серьезной во все времена, но особенно важной она стала сегодня. В этой проблеме есть и юридические, и чисто технические медицинские вопросы.

Начиная с XVI века в медицинской и юридической литературе описывается множество случаев ошибочной диагностики смерти и даже похорон мнимо умерших людей. Старейшина французской судебной медицины A. Louis в своей книге Lettre sur le vertitude des signes de la mort (Paris, 1752), описывает даже пикантный случай беременности после установленной врачом смерти. Молодой монах остался на ночь у гроба умершей девушки... Утром при заколачивании крышки гроба девушка внезапно ожила и через 9 месяцев родила здорового ребенка. Едва ли мы встречаемся здесь с новым методом реанимации. Более вероятной нам представляется ошибочная диагностика смерти врачами. Впрочем, не будем безоговорочно отвергать и первую гипотезу: в конце концов, по свидетельству А. С. Пушкина, древнейший способ реанимации - это поцелуй, которым царевич Елисей оживил спящую красавицу. Англичане и сегодня называют этот способ дыхания изо рта в рот, используемый при реанимации, поцелуем жизни (kiss of life).

Страницы
Предыдущая | 1 | 2 | Следующая

Напигите нам письмо Наверх