На титульную Поиск Подписка Рассылка Фармсеть В Аптеках
Официально НОЦККСЛС информирует Врач+ Официально Врач+ Практика Врач+ Вести НГМА
Заместитель главвврача по КЭР: роль в организации клинико-экспертной работы в ЛПУ

В.А. Соколов, к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ЦПК и ППС НГМА,

Н.К. Гусева, д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ЦПК и ППС НГМА

Заместитель руководителя лечебно-профилактического учреждения по клинико-экспертной работе является центральной фигурой в организации и проведении экспертизы временной нетрудоспособности. Его профессиональная деятельность многообразна и в современных условиях приобретает широкие рамки, тем не менее, она слабо регламентирована руководящими документами.

Управленческие функции (организация, контроль, планирование, участие в принятии управленческих решений), консультативно-правовые и экспертно-аналитические функции предъявляют определенные требования к личности данного должностного лица как функционального руководителя. Среди личностных качеств, наиболее важных для руководителя выделяют следующие (Урбанович, 2000):

  • навыки социального взаимодействия (способность общаться, строить межличностное взаимодействие),
  • социальную зрелость (наличие достаточно сформированных личностных целей, способность к коррекции собственного поведения),
  • ориентацию на успех (наличие таких качеств как упорство, настойчивость, работоспособность, азартность),
  • практический интеллект (способность правильно сформулировать задачу и найти возможные способы ее решения),
  • способность к сложной работе (устойчивость к стрессу, умение определить приоритетность решения задач при дефиците времени),
  • социальную приспособляемость (срабатываемость в рамках организационного консорциума с коллегами, руководством),
  • лидерство (способность побуждать других к действию).

Наиболее важными профессиональными качествами руководителя являются:

  • интеллект, который должен быть выше среднего, позволяющий решать сложные и абстрактные проблемы;
  • инициатива и деловая активность;
  • уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;
  • "фактор геликоптера", то есть способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте (Урбанович А.А., 2001)

Признавая многообразие подходов к решению этой проблемы, остановимся на двух отечественных моделях профессиограмм руководителя (под профессиограммой понимается система требований, предъявляемых определенной деятельностью, в данном случае управленческой, к человеку).

В профессиограмме руководителя, предложенной В.М. Шепелем (1998), качества руководителя объединены в три блока: 1) к общим качествам отнесены достаточный интеллект, фундаментальные знания и достаточный опыт работы; 2) конкретные качества, включающие идейно-нравственные (мировоззрение, культура, моральная мотивация деятельности личности, гражданские качества), научно-профессиональные качества (знания, опыт, характеризующие теоретический и практический уровень компетентности), организационные качества (умение подбирать и расставлять кадры, планировать их работу, обеспечивать четкий контроль), психофизиологические качества (здоровье, склонность к системному мышлению, развитость воображения, тренированная память, волевая подготовка); 3) специфические личностно-деловые качества, представленные прежде всего психолого-педагогическими качествами: коммуникабельность, эмпатичность, способность к психоанализу, стрессоустойчивость, красноречивость, визуальность.

Профессиограмма руководителя, предложенная Л.В. Фаткиным (1999), предусматривает системно-факторный подход. Автор сформулировал 5 интегральных факторов, объединяющих ряд дифференциальных качеств: 1) адаптационная мобильность (умение быстро находить свое место в том или ином коллективе или ситуации, системе взаимоотношений); 2) эмоциональное и деловое лидерство как по "вертикали", так и по "горизонтали" в неформальных группах внутриорганизационной структуры при решении большинства проблемных ситуаций; 3) способность к интеграции социальных функций (ролей) (всесторонний учет руководителем ролевых ожиданий подчиненных); 4) контактность ("открытый" характер в общении, стремление к информированности, высокий уровень притязаний, способность устанавливать деловые связи, умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами конфликтующих сторон, способность выслушивать и убеждать); 5) стрессоустойчивость в широком смысле слова (интеллектуальная, волевая, эмоциональная).

Страницы
Предыдущая | 1 | 2 | 3 | Следующая


Напигите нам письмо Наверх