На титульную Поиск Подписка Рассылка Фармсеть Выставки и конфернции
Официально НОЦККСЛС информирует Врач+ Официально Врач+ Практика Врач+ Вести НГМА
Система предоставления льгот должна быть изменена.

В настоящее время вопросы реформирования системы предоставления льгот отдельным категориям населения активно обсуждаются на самом высоком уровне. Одним из наиболее значимых и одновременно наиболее болезненных и сложных направлений в данной сфере остается льготное лекарственное обеспечение. Очевидно, что в государственном бюджете не хватает средств для того, чтобы в полном объеме и своевременно профинансировать отпуск лекарств всем, кто имеет право на такое обслуживание.
В нашей области, как и во многих других российских регионах, этот вид деятельности относится к числу вопросов, которые не теряют своей остроты и актуальности в течение нескольких лет. Региональное правительство, Министерство здравоохранения и фармацевтическое управление Нижегородской области делают всё возможное, чтобы улучшить ситуацию в сфере льготного лекарственного обеспечения, но проблем, по-прежнему, остается много. Сегодня мы беседуем на эту тему с заместителем министра здравоохранения Нижегородской области, руководителем областного фармацевтического управления Татьяной Владимировной Калининой.
Корр.: Татьяна Владимировна, сколько всего жителей Нижегородской области имеют право пользоваться льготами по лекарственному обеспечению?
Т.В. Калинина: В Нижегородской области на льготное лекарственное обеспечение имеют право в общей сложности 1 млн 400 тысяч человек, в том числе по закону "О ветеранах" N 5 ФЗ от 12.01.95 г. - более 260 тысяч человек, по закону "О социальной защите инвалидов РФ" N 181 от 24.11.95 г. - более 270 тысяч человек.
Корр.: Сколько нужно средств, для того чтобы удовлетворить потребность такого числа больных в необходимых лекарствах?
Т.В. Калинина: В 2003 году на лекарственное обеспечение ветеранов было выделено более 54,6 млн рублей, на обеспечение инвалидов - более 139 млн рублей и для прочих категорий граждан - более 70 млн рублей. В общей сложности это составило 264,4 млн рублей.
Анализ данных за 2003 год показывает, что удовлетворенность граждан в льготном лекарственном обеспечении по закону о ветеранах составляет 84%, по закону об инвалидах - 21%, прочих категорий граждан - 25% от потребности.
Расчеты, проведенные для определения необходимых объемов средств для финансирования льготного и бесплатного лекарственного обеспечения, показали, что в наступившем году для удовлетворения потребности граждан нужно выделить 1 млрд 100 млн рублей. Такого количества денег в бюджете нет, и поэтому льготный лекарственный отпуск в этом году будет недофинансирован.
В настоящее время отпуском ЛС по льготным и бесплатным рецептам в основном занимаются муниципальные и государственные аптеки. На практике ситуация складывается так, что эти предприятия вынуждены кредитовать данный вид деятельности, т.к. оплата оказанной услуги производится в течение месяца. В результате льготное лекарственное обеспечение - вопрос, несомненно, необходимый для населения и имеющий большую социальную значимость - является для аптек убыточным направлением работы. Поэтому сегодня нужно менять отношение к организации этого вида деятельности и предпринимать меры к тому, чтобы аптеки перестали быть заложниками данной ситуации.
Корр.: Как ведется работа по составлению перечня ЛС, отпускаемых по бесплатным и льготным рецептам?
Т.В. Калинина: В настоящее время на территории Нижегородской области, согласно закону N 26 "О лекарственном обеспечении" от 1996 года, существует перечень ЛС, отпускаемых по бесплатным и льготным рецептам. Этот документ пересматривается 2 раза в год. Для составления и изменения перечня создаются рабочие группы, в которые входят главные врачи, ведущие специалисты, представители областного фонда ОМС, работники фармацевтического управления и лечебного отдела Министерства здравоохранения Нижегородской области. Работа по данному вопросу ведется очень серьезная. В ходе обсуждения рабочей группой анализируется опыт практических врачей и мнение ведущих ученых страны. С учетом этих данных создается перечень. В текущем году он уже утвержден и начал действовать с марта.
Корр.: Что вы думаете о законодательной базе, действующей сегодня в сфере льготного лекарственного обеспечения?
Т.В. Калинина: Если говорить о существующей ныне нормативной базе, регламентирующей льготный лекарственный отпуск, то она не соответствует реальному финансированию. Действующие сегодня документы создавались в девяностые годы, когда у государства не было реальных денежных средств, и людям предоставлялись льготы. С тех пор ситуация в стране серьезно изменилась. Сегодня на российском рынке медицинских услуг действуют страховые компании, и поэтому нормативно-правовая база должна быть изменена с учетом тех реальных условий, которые появились в последние годы.
Корр.: В прошлом году в области была разработана и начала действовать программа адресной лекарственной помощи. Как она повлияла на ситуацию?
Т.В. Калинина: В настоящее время на территории нашего региона действует программа "Адресная лекарственная помощь гражданам Нижегородской области, имеющим право на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, на период 2003-2005 г.г.", в рамках которой действуют страховые компании "МАКС" и "Росно". Первая осуществляет свою деятельность в Нижнем Новгороде и в г. Бор, а вторая работает в районах области. Разработанная и действующая программа адресной лекарственной помощи, а также программы, осуществляемые страховыми компаниями, позволяют области получить софинансирование из средств Пенсионного фонда РФ в размере 30% для пенсионеров, которые входят в льготируемые категории населения. В 2003 году софинансирование в рамках данной программы составило 13,6 млн рублей.
Программное обеспечение, внедренное страховыми компаниями, позволяет делать анализ ситуации, которая складывается на рынке льготного и бесплатного лекарственного обеспечения. Благодаря этому мы можем иметь полную информацию о том, какие именно лекарства и в каком объеме выписываются нашим льготникам, какую конкретно лекарственную помощь и в каком объеме реально получил каждый из этих граждан, какой врач выписал то или иное лекарство, сколько всего ЛС получил каждый гражданин за определенный период времени. Кроме того, можно отследить, все ли граждане, имеющие право на льготы, пользуются ими.
Корр.: Сегодня высказываются разные мнения о том, как нужно реформировать систему предоставления льгот. Что вы думаете по этому поводу?
Т.В. Калинина: По моему мнению, в настоящее время необходимо пересмотреть подходы к льготному лекарственному обеспечению граждан. Нужно определить группы населения, которым возможно предоставить льготы на лекарственное обеспечение в виде денежной компенсации. К примеру, это могут быть дети до 3 лет, ветераны без групп инвалидности, дети до 6 лет из многодетных семей и т.д.
Следует учесть, что существуют категории граждан, страдающих неизлечимыми заболеваниями, которым постоянное льготное лекарственное обеспечение жизненно необходимо. Это больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, пациенты с пересаженной почкой, дети с фенилкетонурией и т.д. Этих людей необходимо обеспечивать бесплатными лекарственными средствами.
В настоящее время ведется большая и кропотливая работа по разработке новой нормативной базы в сфере льготного лекарственного обеспечения, которая внесет большие изменения в этот вид деятельности и позволит решить многие вопросы, остро стоящие на сегодняшний день.

Вопросы задавала Л. Пономарёва.



Напишите нам письмо Наверх